Компания “застряла”. Что можно сделать?

Жизнь после тупика Изменение коллектива Управленческое консультирование Strategy Guide
Print Friendly

Иногда компания попадает в ситуацию, с которой не может справиться. Проявляться это может по-разному: застой, хождение по кругу, вытеснение с рынка, падение рентабельности. Важно то, что ситуация собственнику/руководителю не нравится, но, несмотря на все усилия, кардинально решить проблему не удается. Встречали такое?

В нашей культуре “компания в тупике” воспринимается очень негативно. Сродни “неудачник”. Хотя это нормальная ситуация для бизнеса. Компания в нынешнем ее виде дошла до пределов своих возможностей, и для дальнейшего роста нужно качественное изменение.

Это хороший момент для того, чтобы найти глубинную причину, которая сдерживает развитие компании. Решив эту глубинную проблему, компания станет значительно сильнее.

Этой причиной очень редко бывают плохие навыки отдельных людей. И даже бизнес-процессы редко бывают реальной причиной тупика. Чаще эта проблема менее осязаема и находится в сложившихся отношениях в коллективе. Ведь именно от людей зависит, как будут работать бизнес-процессы. Давайте посмотрим, что компания может сделать для улучшения ситуации.

Чтобы выйти из тупика, нам нужно знать, куда направиться, и двигаться в выбранном направлении. Если не знаем, куда идти, вряд ли придем туда, куда надо. Если не двигаемся, то тоже никуда не придем. На уровне компании это будет наличие стратегии (совсем необязательно формальной и детально проработанной) и успешная ее реализация.

Куда двигаться

Стратегия Изменение коллектива Управленческое консультирование Strategy Guide

Стратегия обязательно должна быть по-настоящему принята собственниками, они должны быть согласны с этим направлением. Иначе компанию начнет “разрывать на части” – на словах одно, а на деле собственники будут вести компанию в другом направлении. От такого “расщепления” сотрудники теряются, демотивируются, а эффективность катастрофически падает.

Для того, чтобы определить направление движения, необходимо выяснить, а чего на самом деле хотят собственники от компании, зачем им бизнес. Например, бизнес может быть нужен собственникам:

  • Для статуса;
  • Для ощущения драйва и постоянных вызовов;
  • Для выполнения миссии, которую собственники считают важным;
  • Чтобы заработать денег и затем заниматься любимым делом;
  • Чтобы доказать, что он это может;
  • Для ощущения собственной значимости;
  • Для ощущения власти;
  • Для того, чтобы была “своя стая”;
  • Для финансовой независимости.

Может оказаться, что бизнес и не нужен, а нужно что-то другое.

Зная свои цели, собственники могут из имеющихся альтернатив выбрать наиболее подходящую. Еще раз – важно принять общее согласованное решение и остановиться на одном варианте.

Не получается реализовать стратегию

Хорошо, направление выбрали и готовы по нему двигаться. Но что-то не двигаемся…

Новая стратегия подразумевает перестройку компании (иначе из тупика не выйти). Как правило, для изменения компании только перестраивания оргструктуры и бизнес-процессов недостаточно. Нужно еще изменить коллектив.

В качестве примера можно взять государство. Есть законы о взятках. Решает ли это проблему? Нет, потому что на уровне населения взятка – это приемлемый вариант. Аналогично и с компанией. Оргструктура, бизнес-процессы и процедуры могут декларировать одно, а в реальности будет совсем другое, так как на уровне коллектива изменений не произошло.

Или, например, в компании был жесткий авторитарный стиль управления. По мере роста компании руководители верхнего уровня стали узким местом, так как им приходилось решать слишком много вопросов, а подчиненные боялись проявлять инициативу. Для реализации новой стратегии нужно больше сотрудничества и инициативы сотрудников. Если в компании в должностных инструкциях прописать, что сотрудник должен проявлять инициативу и это приветствуется, это мало что изменит. Люди все также будут бояться руководителей и будут бояться принимать ответственность на себя.

Неформальная структура коллектива Изменение коллектива Управленческое консультирование Strategy Guide

Глубинная причина проблем зачастую кроется именно в неформальной структуре внутри коллектива, в неэффективности сложившихся способов взаимодействия. И, как ни сложно это признавать собственникам и руководителям, их стиль и подход к управлению тоже может быть частью проблемы.

Приведу некоторые проявления проблем в коллективе (они находятся на разных уровнях, но могут дать общее преставление):

  • Чересчур авторитарный или чересчур либеральный стили управления;
  • Сильное противостояние “руководители – подчиненные”;
  • Борьба между отделами;
  • Мало похвалы, много критики;
  • Негативизм сотрудников;
  • Реальный процесс работы отличается от формальных бизнес-процедур;
  • Общая апатия и нежелание работать в компании;
  • Конфликты между формальными руководителями и неформальными лидерами;
  • Каждый тянет в свою сторону, нет общего направления.

Процесс изменений в коллективе требует времени и высокой компетентности. Необходимы знания и навыки из разных областей – психология, управление, теория организаций, теория систем, управление изменениями, навыки работы с группами, умение видеть и влиять на групповые процессы, навыки коучинга, модерации и фасилитации. Но эти вложения себя оправдывают – ведь иначе стратегия останется только на бумаге.

Я справлюсь сам

Собственникам или руководителям непросто признавать, что они чего-то не могут. Непросто признать, что в какой-то конкретной области им нужна помощь. Это как-бы понижает их статус (хотя на самом деле умение обратиться за помощью – это признак уверенности в себе).

Но для того, чтобы выйти из тупика, необходимо признать, что сами вы не справитесь. Если бы могли, то уже справились бы.  Если у вас получится признать необходимость помощи, вы обнаружите, что умение обращаться за помощью делает вас сильнее.

Где же особенно может понадобиться помощь собственнику/руководителям? Я бы выделил следующие задачи:

  • Диагностика ситуации – тут очень важен внешний взгляд, и важно выявить настоящую причину, а не следствие;
  • Определение собственных целей – как бы это ни звучало странно, но большинство людей плохо осознают свои настоящие цели, и собственники не исключение;
  • Изменение коллектива – это особый набор компетенций.

Что же делать

Если компания в тупике, то кратко алгоритм выхода из него можно описать так:

  • Признать наличие проблемы;
  • Признать, что до сих пор ее не получилось решить;
  • Определиться, в чем и от кого вам нужна помощь;
  • Привлечь нужную помощь;
  • Определиться с целями (что хочется от бизнеса);
  • Выбрать направление движения (стратегию);
  • Определить, как должна выглядеть оргструктура и бизнес-процессы для реализации стратегии;
  • Определить, каким должен стать коллектив, чтобы процессы работали;
  • Изменить коллектив;
  • Изменить процессы;

Это если упрощенно. Пункты “изменить коллектив” и “изменить процессы” сами по себе очень объемные, за ними скрывается очень сложная и длительная работа. Конечно, на практике алгоритм не такой линейный – многие этапы пересекаются, с появлением новой информации нужно возвращаться на предыдущие этапы и пересматривать планы и т.д. Но, надеюсь, общее представление о первоочередных задачах этот алгоритм дает.

Новых достижений вам!

Дмитрий Зданович

Дмитрий Зданович

Консультант по управлению в Strategy Guide
Мне интересно все, что связано с управлением, бизнесом, организацией. Особенно вопросы стратегии, построения прозрачной и эффективной системы управления, а главное – создание в компании здоровой корпоративной культуры, чтобы люди работали с удовольствием и энергией.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>