Нейро-логические уровни

Нейро-логические уровни как пирамида
Print Friendly

Зачастую при разработке нового направления или при анализе текущей ситуации собирается много данных, которые тяжело связать между собой. Например, у нас есть информация о том, чем сейчас занимается компания, и о ее позиционировании. Как это объединить в одно логичное целое?

Или даже более частая задача. Есть проблема в бизнесе, которую все никак не получается решить. Что же мешает решить проблему? Что именно надо изменить, чтобы ее решить?

Обе эти задачи поможет решить модель, известная под названием нейро-логические уровни.Эта концепция была разработана Грегори Бейтсоном и Робертом Дилтцем. Согласно их модели, наш мозг и язык формируют естественные иерархии (уровни) значений, которые Дилтц обозначил как окружение, действия, навыки, убеждения/ценности, идентичность и духовный уровень. Далее рассмотрим каждый уровень подробнее и разберем, как это применять на практике.

Уровни

Уровни можно представить в виде пирамиды (обычно работа идет от нижнего уровня к верхнему). Я использую уже адаптированные к бизнес-контексту названия уровней.

Нейро-логические уровни

Нейро-логические уровни

  • Среда и состояние – на этом уровне описывается текущая ситуация и среда, в которой работает компания
    Например, в компании 100 сотрудников, оборот 5 млн $, основные конкуренты А, B и C, партнеры X и Z, потребитель – обеспеченный средний класс
  • Текущая деятельность – на этом уровне описывается, какими видами деятельности занимается компания
    Например, компания производит станки с ЧПУ и продает их напрямую заводам
  • Компетенции – что компания умеет, какими компетенциями обладает (именно на уровне компании)
    Например, компания хорошо умеет продавать и продвигать свой товар
  • Убеждения и ценности – почему и зачем компания что-то делает, что важно для компании, какие у нее ценности
    Например, компания действительно ценит качество, и поэтому не идет в нижний ценовой сегмент, так как не сможет делать качественные вещи за нужную сумму
  • Идентичность (своеобразие, уникальность) – в чем уникальность компании, какой образ у компании, какой метафорой ее можно описать. На этом уровне хорошо работают картинки.
    Например, компания “новатор”, компания “мастер”, компания “свой парень”, компания “растущий цветок” или даже компания “вечно нищий”

Немного подробнее остановлюсь на ценностях. Часто в качестве ценностей менеджеры начинают называть качества людей (“добропорядочность”, “трудолюбие”). В классическом понимании это не ценность, это лишь ее реализация. Для того, чтобы выйти на ценность, стоит задать вопрос “А для чего нужно трудолюбие?”. Возможно, ответ будет “Для того, чтобы достигать высоких результатов”. Ответ должен быть именно на вопрос “для чего, зачем”, а не на вопрос “почему” (“зачем” – это про ценности, “почему” – это про убеждения). При работе на уровне убеждений обычно бывает много конфликтов, при работе на чистом уровне ценностей конфликтов практически не бывает.

Продолжим пример. А зачем нужно достигать высоких результатов? Могут быть достаточно разные ответы – например, чтобы быть первым или чтобы не вылететь из бизнеса. В первом случае ценностью будет “лидерство”. Хотя это тоже можно дальше исследовать, но я не советую при работе в бизнес-контексте всегда доходить до самого верхнего уровня, так называемых корневых ценностей – ценность может стать слишком абстрактной, и перестанет помогать принимать решения.

Как использовать при разработке стратегии

При разработке стратегии необходимо последовательно проходить уровни снизу вверх – от среды и состояния до идентичности. Дойдя до верхнего уровня, получим представление о компании в целом.

Если идентичность компанию устраивает, то дальше необходимо пройти по уровням вниз. “Чтобы быть компанией-первопроходцем, во что мы должны верить? Что нам должно быть важно?”, “Какими навыками мы должны обладать?” и т.д. И таким образом получим по каждому уровню направление, в котором нужно двигаться.

Если же компанию не устраивает идентичность, то нужно идти еще на уровень выше и выявлять свою миссию (это может занять определенное время). А затем, когда миссия выяснена, идти вниз по уровням. “Чтобы реализовать свою миссию, кем должна быть компания?”

Дополнительным бонусом работы по этой модели служит сплочение команды (если происходит работа в команде и команде удается договориться по всем уровням).

Ключевая проблема на практике – неискренние ответы, маркетинговые штампы. Например, компания утверждает “клиент – наша ценность”. А на практике сотрудников поощряют за выполнение плана, а на обратную связь от клиентов обращают мало внимания. Т.е. ценность скорее “предсказуемость”, а не “клиент”.

Как использовать при решении проблем

Альберт Эйнштейн - умный человек

Альберт Эйнштейн – умный человек

Вспомним цитату Эйнштейна

Ни одна проблема не может быть решена на том уровне сознания, на
котором она создана.

А эта модель за счет своей иерархичности позволяет подняться на более высокий уровень.И, как правило, решение находится на более высоком нейро-логическом уровне, чем проблема.

Допустим, проблема в том, что сотрудники постоянно приходят позже на встречи. Введение жестких правил не помогло (как оно обычно бывает). Это проблема на уровне деятельности. И тогда логичный вопрос – а есть ли у сотрудников навыки планирования своего рабочего дня? Возможно, проблема в этом, тогда тренинг поможет ее решить. А может получиться так, что навыки есть, но все равно не приходят вовремя. А на самом ли деле компании важно, чтобы сотрудники приходили вовремя? Почему важно, чтобы сотрудники приходили вовремя (убеждения)? Зачем нужно, чтобы сотрудники приходили вовремя (ценности)?

Изменения на более высоких уровнях сильно влияют на более низкие, а изменения на низких уровнях очень слабо влияют на более высокие. Но, чем более высокий уровень, тем более компетентным должен быть человек, который занимается изменениями. Для эффективной работы на уровнях убеждений, ценностей и идентичности нужны специальные знания и навыки, хотя искреннее желание собственника и топ-менеджеров изменить ситуацию это может компенсировать.

Заключение

Нейро-логические уровни весьма полезны в бизнесе, так как позволяют посмотреть на ситуацию шире, заставляют учитывать психологию людей и помогают найти решение тех проблем, что не получалось решить до этого.

Но, как и любой инструмент, это не панацея. С помощью уровней можно понять, где проблема и что нужно изменить. В крайне редких случаях ситуация изменится после того, как вы провели анализ, но все равно – необходимы реальные действия по изменению ситуации.

Если вы провели анализ, а действий нет, то посмотрите на уровень выше.

Дмитрий Зданович

Дмитрий Зданович

Консультант по управлению в Strategy Guide
Мне интересно все, что связано с управлением, бизнесом, организацией. Особенно вопросы стратегии, построения прозрачной и эффективной системы управления, а главное – создание в компании здоровой корпоративной культуры, чтобы люди работали с удовольствием и энергией.

2 Responses to Нейро-логические уровни

  1. [...] анализа есть много инструментов, например SWOT, нейро-логические уровни, колесо баланса, семь вопросов про позиционирование и [...]

  2. [...] Частью индивидуальности будет видение и стратегия компании. Они должны быть понятны и известны сотрудникам. И в них должно верить руководство. Одним из способов выявления индивидуальности может быть использование нейро-логических уровней. [...]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>